ЧЕЛОВЕК — универсальный символ жизни, посредник между небом и землей, выражение основных космических принципов.
Согласно Библии (Книга Бытия), определение человека дается исходя из его отношения к Богу, по образу и подобию которого он был сотворен
С точки зрения цивилизационных традиций человек может рассматриваться как связующее звено между природой и космическими силами, не поддающимися порой объяснению. "Человеческое тело — космический прототип мироздания. Оно воспринимается как микрокосм, как малая вселенная. Связь человека с небом понимается через установление соотношения каждой части его тела со знаком Зодиака и планетами. Человек как микрокосм находится под влиянием девяти планет и четырех элементов". Античная традиция отстаивала идеи о соотношении отдельных частей человеческого тела и их функций с архитектоникой вселенной:Сатурн — кость, флегма, правое ухо, мочевой пузырь;Юпитер — легкие, артерии, осязание, семя;Марс — почки, вены, левое ухо;Венера — печень, мышцы, "шишка ясновидения", обаяние;Меркурий — язык, желчь;Луна — желудок, вкус, детородные органы;Солнце — сердце, мозг, глаза, нервы.
Эту теорию соотношений разделял Птолемей. У Прокла мы найдем идею, согласно которой каждая планетная сфера управляет аспектами личности:
Сатурн — созерцанием и соображением;
Юпитер — "даром политика";
Марс — страстями;
Солнце — восприимчивостью;
Венера — желаниями и страстями;
Меркурий — способностью говорить;
Луна — половыми инстинктами.
Астрологическая медицина, в свою очередь, разделила все тело человека относительно двенадцати знаков Зодиака:
Водолей — икры и голени;
Козерог — колени;
Стрелец — бедра;
Близнец — плечи;
Весы — голова;
Лев — грудь и пр.Сам же человек изображался астрологической медициной как существо достаточно сложное, порой не поддающееся простым объяснениям.В китайской традиции человека соотносили с принципами неба и земли, отличая от животных. Все, что связано с головой, зависит от неба, все остальное — от земли. В Китае человеческий организм, взаимоотношения между его различными частями и функциями ассоциировано с частями и функциями государства, которое должно существовать как все органы человеческого тела, только тогда возможна оптимальность в государственной политике.В средневековых трактатах сущность человека, его взаимосвязь с иными механизмами природы и цивилизации просматривается достаточно слабо: сказались, видимо, результаты выдвижения на первый план религиозно-догматических воззрений.До настоящего времени человек остается еще до конца не познанным объектом, его способности и возможности и безграничны и небеспредельны одновременно. Подобный дуализм в оценках и порождает неоднозначность в исследованиях человеческой сущности.
В древнеиндийской традиции универсальный человеческий тип, или "Вативангара", являет собой семь составных частей Бытия:
1) высшие формы;
2) солнце и луну;
3) огонь;
4) пространство;
5) атмосферу;
6) промежуток между небом и землей;
7) землю.
Каждой из перечисленных составных частей соответствовали и части человеческого тела: глаза, легкие, желудок, нижние части тела и пр.Сердце в древнеиндийской символике рассматривалось вне указанных составляющих: оно — центр человеческого мира, человеческой жизни, человеческого существования.