Формирование личности

Проблема личности, взаимоотношений личности и об­щества принадлежит к наиболее интересным и важным те­мам в социологии. Впрочем, не только в социологии, но так­же и в философии, психологии, социальной психологии и во многих других дисциплинах.

Изучение, в частности, истории социологии приводит к выводу о том, что социологическая мысль направлена на поиск ответов на два фундаментальных вопроса:

 

1. что представляет собой общество (что делает общество устойчивым целым; как возможен социальный порядок)?

 

2. каков характер отношений между обществом как упо­рядоченной структурой, с одной стороны, и действующими в ней индивидами — с другой?

 

А индивид, как мы уже отметили, рас­сматривается как отправной момент для формирования личности от исходного состояния, личность — итог развития индивида, наиболее полное воплощение всех человеческих качеств. Из этого следует, что проблема личности являлась и является по сей день является актуальной проблемой.

 

Личность как объект общественных от­ношений рассматривается в социологии в контексте двух взаимосвязанных процессов — социализации и идентификации. Под социализацией при­нято понимать процесс усвоения индивидом образцов поведения, соци­альных норм и ценностей, необходимых для его успешного функциониро­вания в данном обществе. Идентификация – копирование поведения другого, близкое к страстному желанию походить, насколько возможно, на этого человека (понятие многим обязано пониманию Фрейдом решения Эдипова комплекса через идентификацию с родителем того же пола). Социализация охватывает все процессы  при­общения к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых чело­век приобретает социальную природу и способность участвовать в со­циальной жизни. В процессе социализации принимает участие все окру­жение индивида: семья, соседи, сверстники в детском заведении, шко­ле, средства массовой информации и т.д. Именно  в процессе социали­зации происходит формирование личности.

 

Одним из первых элементы социализации ребенка выделил основа­тель психоаналитической теории личности З.Фрейд (1856-1939).  По Фрейду, личность включает три элемента: “ид” — источник энергии, стимулируемый стремлением к удовольствию; “эго” — осуществляющий контроль личности, на основе принципа реальности, и “суперэго”, или нравственный оценочный элемент. Социализация представляется Фрейду процессом “развертывания”  врожденных свойств человека, в ре­зультате которого происходят становления этих трех составляющих личности.

 

Многие психологи и социологи подчеркивают, что процесс социализации продолжается в течение всей жизни человека, и утверждают, что социализация взрослых отличается от социализации детей.  Если социализация взрослых изменяет внешнее поведение, то социализация детей и подростков формирует ценностные ориентации.

 

Арсенал способов и средств социализации на стадии детства небольшой, хотя речь идет об активном периоде. Это имитация, то есть сознательное стремление ребенка копировать определенную мо­дель поведения; идентификация как способ усвоения детьми родитель­ского поведения, социальных установок и ценностей как своих собствен­ных.

 

На этапе детства число агентов социализации постоянно растет, существенно меняется программа и содержание их деятельности в сто­рону усложнения.

 

На юношеском этапе (13-19 лет) — на этом “сложном”, “трудном”, “переходном” периоде своей жизни — подростки и молодые люди приоб­ретают значительно более широкие знания, завершают формирование фундамента своей личности. В этот период могут возникнуть парал­лельные системы ценностей и взгляды на мир, которые несут разные агенты социализации: родители, школа, сверстники и т.д.

 

На стадии зрелости, расцвета активности человеческой личнос­ти, которая начинается у каждого по-своему, в зависимости от обсто­ятельств личной жизни и окружающей обстановки, обретается экономи­ческая, социальная и морально-психологическая самостоятельность индивида, его политическая зрелость.

 

Главное на данной стадии социализации — приобретение и осво­ение социальных статусов и социальных ролей, их активная реализация. В процессе социализации в зрелом возрасте возможны срывы и кризисы, что обычно связано с серьезными переменами в жизни человека. Тог­да может возникнуть потребность в ресоциализации, то есть потреб­ность в усвоении новых знаний, ценностей, ролей, навыков вместо прежних. Для “переходных обществ”, каким является в настоящее вре­мя Россия, характерна главным образом потребность в ресоциализации. Вместе с тем, потребность в ресоциализации может возникнуть у ин­дивида на каждом этапе жизни, независимо от общественного устрой­ства.

 

Завершается процесс социализации на этапе старости, которая нередко довольно тяжело переживается людьми, особенно одинокими.

 

Социализация личности происходит в основном на базе группово­го опыта. Именно в результате социального взаимодействия людей в малых и крупных социальных группах происходит усвоение человеком накопленных обществом знаний и опыта, выработанных им ценностей и норм. Это составляет фундамент облика любой нормальной личности и вместе с тем единства и ценности социальной группы и всего  об­щества. Однако нельзя сбрасывать со счетов и роль индивидуального опыта в процессе социализации, определяющего неповторимость и уникальность каждой личности.

 

Социальная жизнь сложна и многообразна в том смысле, что она включает в себя не только стабильное, спокойное, правильное, нор­мальное ее течение, но и отклонения от него, особенно если мы рас­сматриваем особенности жизнедеятельности индивида в “кризисном” об­ществе. Это находит свое выражение в отклоняющемся от нормы (девиантном) поведении людей и аномии общества.

 

Социологическое объяснение девиации учитывает в первую очередь социальные и культурные факторы. Подробно суть этого объяснения можно найти в трудах Э.Дюркгейма и Р.Мертона. Исследователи выде­ляют две главные мысли:

 

“социальная дезорганизация” обозначает состояние общества, когда культурные ценности, нормы и социальные взаимосвязи отсутствуют, ослабевают или противоречат друг другу (Э.Дюркгейм);

причиной девиации является разрыв между культурными целями общества и социально одобряемыми средствами их достижения (Р.Мертон). Эти положения считаются сегодня общепринятыми в социологии.

 

 

Процесс социализации на каждом историческом этапе имеет свою специфику. В процессе эволюции общества соответственно меняются представления как о самом обществе, так и положении индивида в нем. Об этом говорят многие современные социологи. Сегодня большинство из них констатируют конец веры в прогресс. Предпосылка о позитив­ном развитии заменяется структурным анализом, прежде всего анали­зом социальной дифференциации, организационных зависимостей, ролевых структур. Такой подход мы находим у Н.Лумана.  Он отмечает, что появляется возможность отказаться от сосредоточенного на хозяйстве (“политэкономического”) понятия общества, которое было в ходу  с конца XVIII века. Начало этому было положено спором между сторонни­ками идей о преимущественно материальной (экономической) и преимущественно духовной (культурной) детерминации общества. Одновремен­но положение индивида в обществе становится центральной проблемой, обращение к которой позволяет судить об обществе скептически и уже не оценивать его безоговорочно как прогрессивное.  Такие понятия как “социализация” и “роль”, указывают на потребность в теоре­тическом опосредовании “индивида” и “общества”. Различие “индивида” и “общества” оказывается, наряду с историческим различием, основа­нием для построения теорий.

 

Таким образом, кардинально меняются подходы социологов к объяснению понятия общества, индивида в обществе, социальных процессов.             

 

Р.Парк уже размышляет от “экологии человека”, что также сви­детельствует о переосмыслении взаимосвязанной системы “общество-человек”.

 

Парк пишет, что в человеческих сообществах действует, как и в сообществах растений и животных, принцип господства. Так назы­ваемые естественные или функциональные области городского сообщества — например, трущобы, район доходных домов, центральные торговые ряды и центральный район банков — каждый из   этих рай­онов обязан своим существованием непосредственно фактору господства, и опосредованно — конкуренции.

 

По мнению ученого, культурное сообщество развивается сходным с биотическим сообществом образом, однако, несколько сложнее. Изоб­ретения, равно как и внезапные катастрофические изменения, види­мо, имеют более важное значение для появления циклических измене­ний в культурном сообществе, нежели в биотическом. Но сам принцип появления изменений в сущности тот же.

 

В человеческих обществах, в отличие от сообществ животных, конкуренция и индивидуальная свобода ограничиваются обычаем  и консенсусом на каждом уровне, следующим за биотическим.

 

Добавить комментарий