Личность – это:
-
человек как субъект социальных отношений и сознательной деятельности;
-
определяемое включенностью в социальные связи системное качество индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении.
В категориальной системе психологии личность имеет характер субстанциональной категории. В “гормической психологии” (В. Мак-Даугалл), в психоанализе (З. Фрейд, Л. Адлер) личность трактовалась как ансамбль иррациональных бессознательных влечений. Бихевиоризм фактически снимал проблему личности, которой не оставалось места в механистической схеме “стимул-реакция”. Весьма продуктивные в плане конкретных методических решений концепции К. Левина, А. Маслоу, Г. Олпорта, К. Роджерса обнаруживают определенную ограниченность, которая проявляется: в физикализме (переносе законов механики на анализ проявлений личности, например, у К. Левина), в индетерминизме в “гуманистической психологии” и экзистенциализме.
Заметны успехи западной эмпирической психологии в области психотерапии личности, тренинга общения и т. д. В российской психологии человека как личность характеризует система обусловленных жизнью в обществе отношений, субъектом которых он является. В процессе взаимодействия с миром активно действующая личность выступает как целое, в котором познание окружающего осуществляется в единстве с переживанием. Личность рассматривается в единстве (но не тождестве) чувственной сущности ее носителя – индивида и условий социальной среды (Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев). Природные свойства и особенности индивида выступают в личности как социально обусловленные ее элементы. Так, например, мозговая патология обусловлена биологически, но порождаемые ею черты характера становятся особенностями личности в силу социальной детерминации. Личность является опосредующим звеном, через которое внешнее воздействие связано со своим эффектом в психике индивида (С.Л. Рубинштейн). Возникновение личности как системного качества обусловлено тем, что индивид в совместной деятельности с другими индивидами изменяет мир и посредством этого изменения преобразует и себя, становясь личностью (А.Н. Леонтьев). Личность характеризуется активностью, т. е. стремлением субъекта выходить за собственные пределы, расширять сферу своей деятельности, действовать за границами требований ситуации и ролевых предписаний (мотивация достижения, риск и т. п.). Личность характеризуется: направленностью – устойчивой доминирующей системой мотивов – интересов, убеждений, идеалов, вкусов и т. д., в которых проявляют себя потребности человека; глубинными смысловыми структурами (“динамическими смысловыми системами”, по Л.С. Выготскому), обусловливающими ее сознание и поведение, относительно устойчивыми к вербальным воздействиям и преобразующимися в совместной деятельности групп и коллективов (принцип деятельностного опосредствования), степенью осознанности своих отношений к действительности: отношения (по В.Н. Мясищеву), установки (по Д.Н. Узнадзе, А.С. Прангишвили, Ш.А. Надирашвили), диспозиции (по В.А. Ядову) и т. п.
Развитая личность обладает развитым самосознанием, что не исключает неосознаваемой психической регуляции некоторых важных сторон активности личности. Субъективно для индивида личность выступает как его “Я” (образ “Я”, Я-концепция), система представлений о себе, конструируемая индивидом в процессах деятельности и общения, обеспечивающая единство и тождественность его личности и обнаруживающая себя в самооценках, в чувстве самоуважения, уровне притязаний и т. д. Образ “Я” представляет собой то, каким индивид видит себя в настоящем, в будущем, каким он хотел бы быть, если бы сумел, и т. д. Соотнесение образа “Я” с реальными обстоятельствами жизни индивида позволяет личности изменять свое поведение и осуществлять цели самовоспитания. Апелляция к самооценке и самоуважению личности является важным фактором направленного воздействия на личность в процессе воспитания. Личность как субъект межличностных отношений обнаруживает себя в трех репрезентациях, образующих единство (В.А. Петровский).
1) Личность как относительно устойчивая совокупность интраиндивидных ее качеств: симптомокомплексы психических свойств, образующих ее индивидуальность, мотивы, направленности личности (Л.И. Божович), структура характера личности, особенности темперамента, способности (работы Б.М. Теплова, В.Д. Небылицына, В.С. Мерлина и т. д.).
2) Личность как включенность индивида в пространство межиндивидных связей, где взаимоотношения и взаимодействия, возникающие в группе, могут трактоваться как носители личности их участников. Тем самым преодолевается, например, ложная альтернатива в понимании межличностных взаимоотношений либо как феноменов группы, либо как феноменов личности – личностное выступает как групповое, групповое – как личностное (А.В. Петровский).
3) Личность как “идеальная представленность” индивида в жизнедеятельности других людей, в том числе и за пределами их наличного взаимодействия, как результат активно осуществляемых человеком смысловых преобразований интеллектуальной и аффективно-потребностной сфер личности других людей (В.А. Петровский). Индивид в своем развитии испытывает социально детерминированную “потребность быть личностью”, т. е. полагать себя в жизнедеятельности других людей, продолжая свое существование в них, и обнаруживает “способность быть личностью”, реализуемую в социально значимой деятельности.
Наличие и особенности “способности быть личностью” могут выявляться с помощью метода отраженной. Развитие личности осуществляется в условиях субъектности социализации индивида и его воспитания.
Без развития и укрепления навыков разумного управления своей жизнью, неосознаваемая психическая регуляция обязательно займет первую позицию в мышлении и поведении человека. Тренинг “Социальная компетентность и профессиональное самоопределение” одинаково полезен как подросткам, так и их родителям, и даже родителям их родителей. Никто не отрицает тот факт, что основные жизненные ценности формируются в подростковом возрасте, поэтому без “возврата” в этот возраст не обойтись. Но можно сэкономив немного денег, продолжить и дальше ориентировать свою жизнь на неосознаваемых стереотипах и установках, уменьшая свою альтруистическую позицию в угоду эгоистической, портя отношения с окружающими, наживая себе врагов и недоброжелателей, сокращая при этом свою собственную жизнь.