Прялка собирается в основном из точеных деталей, и ее добротность и красота зависят прежде всего от мастерства токаря.
Для изготовления токарных деталей используют хорошо высушенную древесину березы. Все детали, за исключением обода, вытачивают на центровом токарном станке.
Самопрялка состоит из трех основных узлов: станины, колеса и рогача. Станина — “фундамент” прялки — собрана из двух стоек: задней 1 и передней 2, основания 4, ножек 7 и перекладины 9. Все детали, кроме основания, выточены на токарном станке.
В головке задней стойки выдолбите долотом полость, а в торцевой части просверлите отверстие. Детали соедините между собой клиньями на клею.
Изготовьте по чертежам детали, связанные со станиной подвижным соединением: верхнюю стойку-опору 11 с кожаным подшипником 10, колодку 14, прижимной винт 13, педаль 5 с осью 6 и тягу 3. Вложите кожаный подшипник в отверстие, выдолбленное в стойке-опоре, и вставьте опору в коническое отверстие перекладины. Колодку вложите в полость головки, ввинтите в нее прижимной винт. У вас получится устройство, которым регулируют натяжение приводного шнура. Из досок выпилите педаль и тягу. Педаль соедините с осью. В торцы вбейте гвозди без шляпок. В передних ножках просверлите отверстия для оси.
КОЛЕСО приводится в действие ножной педалью и с помощью приводных шнуров передает вращательное движение рогачу. Состоит оно из втулки (1а), обода (1б), спиц (1в) и коленчатой оси (1г).
Самая сложная из токарных деталей — обод колеса. Он имеет диаметр более полуметра (580 мм). Подыскать доску такой ширины непросто. Поэтому обод вытачивают из клееного блока. Для изготовления блока потребуется четыре доски длиной 600 мм, сечением 180 х 40 мм. Доски скрепите угловым соединением на сквозной одинарный шип, предварительно смазав места соединений столярным клеем. После склейки блок будет представлять собой плоскую деревянную раму внушительных размеров. Такую заготовку невозможно обрабатывать на обычном центровом токарном станке. Точить обод нужно на лобовом токарном станке, укрепив заготовку на планшайбе соответствующих размеров. Можно выпилить его из клееного блока ножовочной пилой с узким лезвием.
Ось колеса выкуйте из стального стержня и плотно вбейте во втулку. Спицы вначале вставьте во втулку, а затем соедините с ободом, плотно вбивая штифты. Чтобы вставить готовое колесо в станину, установите ось в прорезях стоек и забейте в специально просверленные отверстия два штыря. Тогда колесо не выпадет.
РОГАЧ — наиболее ответственный узел. Он служит для скручивания и наматывания пряжи. Пряжа наматывается на шпульку, насаженную на ось рогача. До начала прядения нить зацепляют за первый крючок. После того как будет намотан первый ряд пряжи на шпульку, нить зацепляют за следующий крючок, потом за третий, четвертый… и так до тех пор, пока не будет заполнена вся шпулька. Потом рогач снимают и пряжу сматывают в мотки.
Состоит рогач из рогульки (2а), оси (2б), шкива (2в), шпульки (2г) и крючков (2д). Рогульку выточите на токарном станке и, получив форму в виде чаши, опилите ее с двух сторон. На расстоянии 8 мм друг от друга вбейте в рогульку тонкие гвозди, спилите с них головки и согните в виде крючков. На каждой стороне рогульки может быть от семи до десяти крючков.
Ось изготовьте из стального стержня и вбейте в отверстие, заранее просверленное в рогульке, на конце оси нарежьте резьбу. Она должна быть с широким шагом и обязательно левой. Из сухой березовой древесины выточите шкив и шпульку. В шкиве выберите стамеской гнездо под гайку. Резьба в гайке должна быть такой же, как и на оси,— с левой резьбой и с широким шагом. Гайку прочно вбейте в выдолбленное гнездо и соберите рогач.
Наденьте на ось шпульку и навинтите шкив до отказа. Проследите, чтобы шпулька свободно вращалась вокруг оси. Собранный рогач вставьте в станину прялки. Повернув стойку-опору 11 (см. рисунок выше), вложите в кожаный подшипник 10 один конец оси рогача, другой вставьте в выемку колодки 14. Потом стойку поверните, придав ей первоначальное положение. Теперь соедините колесо со шпулькой и шкивом приводным шнуром. Сначала подведите шнур под колесо, накиньте шпульку, затем обведите вокруг колеса и шкива. Слегка натянув шнур, свяжите его концы прочным узлом. Вращая прижимной винт 13, добейтесь хорошего натяжения шнура. На коленце оси колеса наденьте тягу 3, а нижнюю часть тяги привяжите к педали сыромятным ремешком. Увеличивая или уменьшая длину ремешка, следите, чтобы при нажатии на педаль колесо прялки вращалось равномерно и без особых усилий. Когда добьетесь этого, прочно завяжите сыромятный ремешок. А чтобы самопрялка работала легко и бесшумно, смажьте ее трущиеся части швейным маслом.
Старые мастера заботились не только о том, чтобы прялка была удобной и работала исправно, но и радовала глаз, украшала жилище. Вы можете последовать их примеру. Отдельные части прялки затонируйте или раскрасьте акварельными или анилиновыми красками и протрите олифой.