Опосредованное классическое обусловливание представляет комбинацию классического обусловливания и наблюдательных принципов изучения. Что различает, опосредованное классическое обусловливание от классического обусловливания – то, что в прежнем UCS – сильная эмоциональная реакция со стороны социальной модели. Определенно, опосредованное классическое обусловливание работает, когда нейтральный стимул (CS), первоначально неспособный к выявлению сильной эмоциональной реакции от наблюдателей, постепенно приобретает ту способность когда соединено с признаками сильных эмоциональных реакций со стороны другого человека (то есть, модель). Другими словами, эмоциональный ответ со стороны одного человека действует как UCS и способен к выявлению UCR в форме подобного эмоционального ответа в наблюдателе .
О первой экспериментальной демонстрации опосредованного классического обусловливания сообщил Бергер . Предметы ("наблюдатели") наблюдали союзника (модель) получают то, что они думали, были удары током. (Фактически, никакими шоками не управляли.) Каждому воображаемому шоку предшествовал гудок (CS) и сопровождался тускнеющим светом и толчком руки моделью, которая по-видимому показала сильную реакцию боли. Три контрольных группы были также включены. В одном предметы видели, что модель получила шоки, но не было никакого движения руки (и таким образом никакой смоделированной боли). Вторая группа предметов видела, что модель показала движение руки когда затемненный свет, но не было никакого упоминания об ударе током, и таким образом движение руки не указывало на сильную эмоциональную реакцию. В третьей группе предметы услышали гудок, но она сопровождалась ни ударом током, ни движением руки моделью. Бергер нашел, что самые большие увеличения эмоциональных ответов наблюдателями (как обозначено изменениями в electrodermal, или потением, деятельностью) произошли после гудка, когда движения руки по-видимому отражали сильную эмоциональную реакцию (боль) к удару током.
Вон и Лэнзетта , сообщая о подобных результатах, нашли, что выражения лица наблюдателей могли быть опосредовано обусловлены к стимулу, который был первоначально нейтрален (CS). В их исследовании предметы наблюдали, что человек показал болезненное выражение лица (а не толчок руки) после тона (CS) и удар током. После многих соединений тона и болезненного выражения со стороны модели в ответ на шок, предметы также начали показывать тонкие подобные боли выражения лица, когда тон был зондирован .
Это исследование предполагает, что первоначально нейтральный стимул (такой как тон или свет) может стать способным к выявлению сильного положительного или отрицательного отношения от людей просто, потому что они неоднократно наблюдают других, отвечающих положительно или отрицательно к этому. Хотя эта возможность получила немного эмпирического внимания, она предлагает, как люди могли бы приобрести положительные или отрицательные отношения, например, к меньшинству, даже при том, что они знают очень немного об или непосредственно никогда не выставлялись объекту отношения (например, меньшинство). Например, рассмотрите случай Тома, очень молодого мальчика, родители которого держат сильное предубеждение против эскимосов. Том никогда не слышал, что его родители говорят об эскимосах, и он знает очень немного о них за исключением того, что они – трудолюбивые люди, которые живут в Арктике. Но несколько раз, Том и его родители смотрели телевизор, когда о газетном сообщении об эскимосах сообщили. Том так и не смог услышать газетное сообщение, потому что, момент эскимос слова был упомянут, его отец и мать станут в ярости. Их лица исказили бы; их тон голоса стал бы более резким; и их язык, хотя непостижимый Тому, казался бы чрезвычайно неприятным. После нескольких таких эпизодов простое упоминание об эскимосах слова, или столкновение с человеком, которого Том идентифицировал как эскимоса, прибыло, чтобы выявить сильные отрицательные эмоциональные ответы в Томе также.